Sep. 7th, 2004

miram: (Default)
По поводу его интервью "Судороги рождения нации"

Его характеристика российской политической системы -- ярко выраженная апофатическая онтология: чего ни хватишься, ничего нет. Оно и логично: откуда взяться партиям, политическим деятелям, политической воле в заточенной под одного человека патерналистской системе? Его пугает отказ от демократии "как языка, как дискурса"; лучше бы его испугал отказ от нее как реального факта. Отсутствие народного самоуправления (или чего угодно еще) в реальности и присутствие его в дискурсе -- это и есть источник лжи, о которой он говорит.

Это глобальная проблема, у нее несколько уровней: 1) метафизический, уровень осознания личностью себя самое и своих собственных интересов взамен навязываемых извне; 2) инструментальный, уровень организации общения между субъектами, на практике -- это СМИ и проблема доверия к опосредованному общению (а также конкурс на лучшую лапшеснималку); 3) политический, уровень реализации политической воли субъектов.

Кажется, Солженицын в "Как нам обустроить Россию" предлагал начать с земств, максимально расширенного местного самоуправления. Ничего более внятного с тех пор, кажется, не предлагалось. Без этой базы любые реформы высшего управления -- крыловский квартет, любое народное волеизъявление -- управляемый спектакль. Если строить "политическ[ую] систем[у], в которой участвовали бы реальные группы интересов", сверху, -- то и эти группы интересов окажутся сконструированы сверху и будут иметь мало общего с реальным раскладом сил.

Довольно давно было предположено, что на примере Беларуси отрабатываются методы, которые потом будут применяться в России. Фиктивная политическая сцена -- из этой серии.
miram: (Default)
Черепаха на базаре Хакодате
На прилавке обессиленно лежит.
Рядом высятся распиленные латы,
Мошкара над окровавленной жужжит.

Миловидная хозяюшка степенно
Выбирает помясистее кусок:
"Отрубите мне, прошу, за пол-иены
Этот окорок или вот этот бок".

И пока мясник над ухом у калеки
Смачно крякает, топориком рубя,
Черепаха только суживает веки,
Только втягивает голову в себя.

Отработавши конечности до паха,
Принимается торговец за живот,
Но глядит, не умирает черепаха,
Возмутительно живучая -- живет!

Здесь, читатель мой, кончается сюжет.
Никакого поучения тут нет.
Но, конечно же, я не был бы поэтом,
Если б мысль моя закончилась на этом.

1932, Хакодате

(Илья Сельвинский. Избранные произведения. Л., СП, 1972, с. 170.)

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 2930 31   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 10:26 am
Powered by Dreamwidth Studios